Аренда муниципального имущества

Правила, исключения

Правила оформления договорных соглашений на аренду госимущества установлены ФЗ №135 (статья №17/1). Согласно данному положению автономные муниципальные организации, госучреждения имеют право предоставлять в аренду недвижимость, которая за ними числится в качестве оперативного управления, лишь по итогам аукционов на право подписания арендных соглашений данного типа. При этом ФЗ №135 (статья №17/1) предусмотрены исключения, которые одновременно распространяются на АУ.

Без аукционов муниципальным организациям можно предоставлять в аренду недвижимость в следующих ситуациях:

  • соглашение заключается на период менее 30 дней календаря на протяжении 6 крайних месяцев календаря;
  • на подписание арендного соглашения претендует прочая муниципальная организация, госучреждение, некоммерческая структура (также ориентированная социально), медучреждение, структура, занимающаяся деятельностью в сфере образования;
  • передаваемая недвижимость, подлежащая налогообложению, считается частью площади, составляющей менее 20 м2, и правами 10 процентов площади этого здания (помещения) обладает особа, передающая соответствующие недвижимые средства;
  • договорное соглашение подписывается с особой, единственно предоставившей заявку на конкурсное участие, на торги (при этом, если это лицо отвечает установленным нормам), являющейся единственным участником аукциона.

Обязанность подписания арендного договорного соглашения перед автономной госорганизацией возникает только в крайнем из перечисленных случаев (соглашение с единственным участником организованных торгов, конкурса). В прочих ситуациях, когда сдача имущества в аренду предоставляется без аукционов, правообладатель не обязан подписывать договорное соглашение, претендент не имеет право выдвигать требования на подобные площади.

Организация аукциона на аренду недвижимости допускается по отношению претендентов-льготников. Если таких субъектов на один недвижимый гособъект более одного, тогда автономное госучреждение имеете право отказать в аренде недвижимости на льготных основаниях и организовывает торги между ними. Это по мнению антимонопольной организации не является нарушением интересов заявителей данной категории.

Но осторожность при решении организации аукционов на аренду имущественных ценностей АУ, закрепленных за ними в качестве оперативного управления, необходимо проявлять как владельцам данного имущества. Соглашаясь на сдачу в аренду жилья, определенной площади организации, учредитель обязан руководствоваться требованиями ФЗ №135/2.

Как поясняет ФАС, договорное соглашение целевая передача в аренду недвижимости без организации аукционов, конкурсов может иметь факторы нарушения (ФЗ №135/15).

Подписание договорных соглашений на аренду госимущества без организации аукционов

Законом предусмотрено несколько исключений, когда автономное госучреждение имеет право предоставлять в аренду площади без аукционов.

Арендатор — образовательное, медицинское учреждение

Какие конкретно подразумеваются образовательные, медицинские организации (бюджетные учреждения), указано в разъяснениях ФАС (глава 5-6). В данной ситуации руководствоваться необходимо положениями законодательства отраслевой деятельности.

Согласно ФЗ (статья №2/11) к медучреждениям относятся юрлица в независимости от используемой организационно-правовой формы, предпринимательство которых связано в первую очередь с областью медицины, при наличии соответствующей лицензии. Также медицинскими организациями считаются индивидуальные предприниматели (ИП), деятельность которых связана с медициной.

Краткосрочное арендное соглашение на недвижимость, подписанное не в результате аукционов, на новый период не продлевается без организации торгов. В данном случае действует установленная норма, которая ограничивает период действия данного соглашения на аренду помещения.

Образовательные (бюджетные) учреждения — структуры, основная деятельность которых связана со сферой образования, а также учреждения, занимающиеся непосредственно обучением. К таким организациям согласно ФЗ №273 (статья №2/20) дополнительно относятся ИП, занимающиеся образовательной деятельностью.

Итог: арендовать площадь недвижимого объекта автономной муниципальной организации (госучреждения) без участия в аукционах имеют возможность юридические лица, индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана со сферой образования или медицины, но при наличии соответствующих лицензий.

Аренда на краткосрочный период

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/11/1) муниципальным организациям, госучреждениям разрешается предоставлять в аренду недвижимые объекты на краткосрочный период без организации конкурсов, аукционов. При этом запрещается предоставление такой услуги одному лицу больше 30 дней календаря, на протяжении 6 месяцев, идущих подряд без организации торгов, конкурсов.

А вот согласно российскому Государственному кодексу (статья №610/3) соглашение на сдачу муниципального имущества (госимущества) в аренду, подписанное на срок, превышающий максимально возможный период, определенный действующим законодательством, считается оформленным на предельный срок.

Это означает, что арендные соглашения на имущественные ценности, закрепленные за муниципалитетом (российским государством) и подписанные на краткосрочный период без проведения аукциона, не продлеваются (ФЗ №135 (статья №17.1/9), ГК (статья №621/2)). Подобная позиция и в Разъяснениях ФАС (глава 10).

Аренда части площади помещения

Ранее уже было отмечено, что возможно предоставление аренды части площади здания (квартиры) без предварительного аукциона, но при соблюдении следующих требований:

  • площадь, передаваемая в аренду, не должна быть больше 20 м2 и 10 процентов площади объекта собственности, к которому она относится.

Как же рассчитать часть площади объекта недвижимости, планируемой для сдачи в аренду? Антимонопольные организации высказали соответствующее мнение в Разъяснениях ФАС (глава 11):

  • при установлении такой доли не нужно брать в учет площади недвижимого объекта, право пользования, владения которыми были переданы до вхождения в силу ФЗ №135 (статья №17.1), на основе прочих исключений, определенных ФЗ №135 (статья №17.1), по итогам торгов.

Арендатор — подрядчик учреждения

Необходимо отдельно отметить такое исключение из правил аренды муниципальной недвижимости (госимущества), которое на АУ не распространяется (как минимум на автономные госучреждения, осуществляющие закупки, полагаясь на ФЗ №223). В данном случае имеется в виду подписание без проведения торгов арендного договорного соглашения с лицом, заключившим контракт с муниципальной (государственной) организацией по итогам аукциона (на конкурсной основе), организованного согласно Федеральному закону №44. При этом предоставленные права были предусмотрены документально проведенными торгами (конкурсом) с целью исполнения обязательств этого контракта (ФЗ №135, статья №17.1/10/1).

Согласно Разъяснениям ФАС (глава 9) гражданско-правовые соглашения, оформленные в пределах ФЗ №223, не считаются муниципальными (государственными) договорами. В связи с этим положения ФЗ №135 (статья №17.1/1/10) не распространяются на подобные случаи. То есть, когда автономное госучреждение, ссылаясь на нормы ФЗ №223, понесло расходы на закупку определенных работ либо услуг, исполнение или предоставление которых предусматривает обязательное присутствие на площади организации подрядчика (например, театр приобрел услуги ремонта, пошива сценических костюмов), предоставить в аренду соответствующие площади возможно исключительно на организованных аукционах.

Важно! В подобных ситуациях, как описана выше, закупка услуг, аукцион на право оформления арендного договорного соглашения — это два самостоятельных процесса.

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства).

В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  • минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  • размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

В случае соблюдения всех условий, арендодатель в лице автономного госучреждения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/10) не имеет права отказать в пролонгации договорного соглашения арендатору.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.

Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  • Так как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.
  • Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.

Общие моменты

Очень важным условием при осуществлении аренды муниципального (государственного) имущества является составление договора.

Но также следует сказать, что договор, можно заключить только после того, как были проведены торги на имущество.

Органы государственной власти могут покупать имущество, распоряжаться им. Органы местного самоуправления также могут покупать имущество, распоряжаться им от имени муниципальных образований.

Первоначальные понятия

Муниципальное имущество Это имущество, владельцем которого является государство
Органы государственной власти Имеют право покупать недвижимость, другое имущество, а также распоряжаться им
Местные самоуправления Так же в полномочиях приобретать имущество, а после распоряжаться им от лица муниципальных органов

Таким образом, органы местных управлений пополняют казну средствами, которые перечисляются в качестве арендной платы.

В данном случае составляется договор аренды муниципального имущества с проведением торгов.

Много плательщиков ЕНДВ хотят экономить на аренде помещения, а арендовать муниципальные помещения больше всего подходит.

На сегодняшний день достаточно высоко выросли цены на имущество, и аренда соответственно так же поднялась, не только на частные владения, но и на государственное имущество.

Имущество, выставляемое на аренду, можно подобрать себе на аукционе, где государство выставляется свое имущество.

Также нужно понимать, что если аренда помещения происходит для ведения предпринимательской деятельности, то прибыль от деятельности имеет только арендатор.

Арендатор проводит оплату арендодателю только за арендуемое помещение, а доход от бизнеса имеет только арендатор.

Назначение документа

Договор аренды составляется, когда происходит передача имущества на какой-то определенный период, и под вознаграждение.

Договор составляется для того, чтобы обе стороны были защищены от непредвиденных ситуаций.

А также он должен на законных основаниях зафиксировать обязанности обеих сторон при передаче имущества в аренду.

Договор может быть заключен и без заверения нотариуса, юридическую силу они имеют одинаковую.

Действующие нормативы

Гражданский Кодекс и ФЗ, ЗК Регулирует вопрос о передачи имущества в аренду, а так же гражданские обязательства друг перед другом сторон процесса
ФЗ №108 «Об аренде муниципального имущества» Регулирует процесс и порядок передачи муниципального имущества в аренду
ФЗ №135 от 26.07.2006 Говорит о том, что муниципальное имущество разрешено передавать в аренду только после проведения торгов
Ст.448 п.2 ГК РФ Дает полный перечень лиц, которые могут участвовать в торгах муниципальных имуществ, и каким требованиям должен соответствовать каждый участник

Как правильно заключить договор аренды муниципального имущества

Прежде чем перейти к заключению договора обе стороны должны договориться о сумме вознаграждения за аренду помещения. Бланк договора аренды можно скачать здесь.

Сумму платы могут установить в виде:

  1. Ежемесячная сумма платежей.
  2. Проведение ремонтного процесса в счет стоимости аренды.

Происходят несколько этапов, когда сдача аренды происходит в результате торгов:

  1. Рассылается оповещение о проведение торгов.
  2. Подготавливаются все документы, касательно сдаваемого имущества.
  3. Ознакомление с присылаемыми заявками.
  4. Процесс самих торгов.
  5. Заключение соглашения с арендатором по результатам аукциона.

Закон не предоставляет стандартный образец договора, но должен быть заключен без пропуска важных пунктов, без которых договор признается недействительным.

Договор должен иметь в себе такие важные пункты:

Начальная информация должна быть о городе В котором заключается договор, и дата проведения
Стороны договора Указывается сторона арендодателя, которой выступает в роди муниципалитета, и сторона арендатора, в роли которой может выступать физические и юридические лица
Указывается предмет договора А это объект недвижимости
Указываются даты срока действия договора
Прописывается, каким образом будет происходить оплата А так же возможность изменения суммы аренды в одностороннем порядке
В двух отдельных пунктах Прописываются права Арендатора, и права Арендодателя
Ответственность сторон При несоблюдении обязанностей
Способы коммуникации За период аренды помещения
Если были рассмотрены другие дополнительные условия То так же прописываются в договоре
Указываются условия при досрочном расторжении договора И на каких основаниях это может произойти

В конце договора указываются реквизиты обеих сторон, платежные реквизиты, после чего стороны ставят подписи, при наличии и печать.

Если есть желание у обеих сторон процесса, то договор можно зарегистрировать в региональной палате.

Существенные условия

Законодательство предусматривает то, что в договоре аренды муниципального имущества обязательно должны быть прописаны существенные условия.

В другом случае договор может считаться недействительным, а его стороны освобождаются от исполнения обязанностей.

В Гражданском Кодексе прописывается пункт о существенных условиях. Самыми важными условиями является:

  1. Сдаваемый объект.
  2. Сумма вознаграждения.
  3. Срок договора.

Так же стороны могут предусмотреть и другие не менее важные вопросы, относящие к аренде муниципального имущества.

Необходимые документы

Для оформления договора аренды нужно предоставить такие документы:

Желающий получить муниципальное помещение Аренду должен предоставить внутренний паспорт России
Если со стороны арендатора выступает юридическое лицо То должны предоставить свидетельство о госрегистрация юридического лица
Обязательном порядке предоставляются оригиналы документов Которые подтверждают право собственности на объект сдачи в аренду
Кадастровый номер (если это земельный участок)

Если без проведения торгов (образец)

Законодательство России располагает заключение договора аренды без проведения торгов. Такое сотрудничество возможно только при определенных условиях.

При этом расторжение такого договора будет не возможно, если будут соблюдены все нормы. А именно рассматривается такой вид проведения (без торгов) если:

Передача объекта в аренду На срок не более 30 дней
Сдается только части муниципального объекта Общий размер передаваемого участка должен быть не больше, чем 10% от общей площади, но и не превышать 20 кв.м

Нужно сказать, что договор должен иметь в себе информацию не только о сторонах процесса, но и данные объекта недвижимости, целевое использование, сумма вознаграждения, а так же срок аренды.

А так же торги не проводятся, если в передачу аренды переходят любые культовые сооружения, или объекты другой собственности, или ценности религиозных организаций, на безвозмездной основе.

Так же без торгов могут передать в аренду имущество внебюджетным фондам.

Стороны сделки

Существуют две стороны при заключении договора аренды муниципального имущество, ими являют арендодатель и арендатор. Это общепринятые понятия обеих сторон сделки.

Любые субъекты гражданского права имеют право вступать в такую сделку, это могут быть как физические лица, так и юридические.

Видео: преимущественное право выкупа муниципального имущества

Со стороны юридического лица могут быть коммерческие и некоммерческие фирмы, а еще государство, муниципальные организации, а так же административно – территориальные обществ.

С физическим лицом

Оформив ИП, владелец может передавать право аренды также физ. лицу. В данной ситуации потребуется поменять определенные параметры вводной части и пунктов соглашения.

Если арендатор недвижимого имущества юр. лицо, ему необходимо предъявить дополнительно выдержку из Единого госреестра юр. лиц с внесением реквизитов и юридического адреса в соглашение.

Срок действия (пролонгация)

Если другое не предусматривается законом, либо соглашением аренды, арендатор по окончанию периода соглашения может заключить соглашение аренды на новый период.

Арендатор должен письменно сообщить другую сторону о желании подписать такое соглашение в период, прописанный в соглашении аренды.

Если в соглашении данный период не прописан, в разумный период до конца действия соглашения. При этом условия соглашения могут изменяться по договоренности сторон.

Могут ли признать ничтожным

Причинами для отправления иска о признании арендного соглашения оспоримым есть:

  • несоблюдение правового документа;
  • заключение договора с лицами, которые не имеют компетенции на данные действия;
  • факт подписания соглашения по принуждению либо по заблуждению. При обращении в суд нужно приготовить:
  1. Копию соглашения аренды.
  2. Правоустанавливающие бумаги на недвижимое имущество.
  3. Квитанции о выплате проживания.
  4. Заявление с написанием причин для признания договора недействительным.
  5. Другие документы.

В ходе суда также могут применяться показания свидетелей, удостоверяющие факт нарушения другим участником своих обязательств.

Для признания договора ничтожным необязательно обращаться в суд. Сделка будет признаваться недействительной, если условия соглашения нарушают права третьих лиц.

Расторжение соглашения

По запросу арендатора соглашение аренды может быть досрочно расторгнуто, когда:

  1. Арендодатель не дает имущество в использование арендатору или создает преграды пользованию имуществом соответственно с условиями соглашения.
  2. Переданное в аренду имущество имеет недостатки, которые не были известны арендатору.
  3. Арендодатель не совершает капремонт имущества в необходимые сроки.
  4. Имущество окажется в состоянии, которое не пригодно для использования.

Соглашением аренды могут устанавливаться и прочие основания досрочного расторжения соглашения по запросу арендатора.

При сдаче муниципального имущества в аренду между сторонами сделки подписывается соответственный договор.

Учитывая, что на совершение любых сделок с недвижимым имуществом имеет право только его собственник, при заключении соглашения необходимо проверить правоустанавливающие бумаги.

Аренда муниципального имущества это один из наиболее распространенных способов получение жилого помещения для временного пользования. Зачастую такой способ самый выгодный для арендаторов. Заключению арендного соглашения предшествует проведение конкурсов или торгов. Важно разобраться, как законодательство РФ регулирует указанный вопрос, и какие документы для этого нужны.

Особенности арендных отношений

В процедуру аренды собственности муниципалитета входит подписание договора с местными властями в отношении жилого или нежилого помещения, которое передается для временного использования.

Чаще всего соглашение заключается для осуществления какой-либо деятельности, так как плата за аренду ниже, чем в отношении сторонних коммерческих помещений. Заключить такой договор не сложно, так как муниципалитет большую часть доходов получает именно от сдачи помещений в аренду.

По нормам статьи 215 российского Гражданского кодекса, имущество муниципального типа это объекты жилого или нежилого вида, которые принадлежат субъекту Федерации на праве владения. Управление таким имуществом осуществляется местными властями.

Муниципальная собственность может закрепляться за организациями или предприятиями, получающими право распоряжаться и владеть указанным объектом по своему усмотрению. Если имущество так не закрепляется, муниципалитет сам им распоряжается.

Данные о наличии такого имущества размещаются на интернет-площадках местных властных органов. Если сведений нет, желающие вправе направить в соответствующую администрацию запрос о наличии сдаваемых в аренду помещений.

Арендаторами собственности муниципального типа зачастую выступают лица, которые занимаются малым бизнесом. К ним относятся следующие субъекты:

  • предприниматели индивидуального типа;
  • кооперативы различного типа (сельскохозяйственные, производственные, потребительские);
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • партнерства, хозяйственные сообщества.

Особенности заключения договора аренды

Основа для предоставления помещения в аренду – заключение договора. В документе фиксируются условия соглашения, размер арендной платы, периоды оплаты и т.д.

Аренда муниципальных помещений может фиксироваться в документах следующих типов:

  1. В договоре, дающем право в дальнейшем выкупить арендуемое помещение.
  2. Долгосрочный арендный договор (сроком больше одного года).
  3. Соглашение о текущем оформлении аренды на указанное помещение.
  4. Безвозмездный договор о пользовании муниципальным имуществом. Особенность такого соглашения состоит в том, что арендная плата за пользование помещением не взимается, но арендатор обязан вернуть объект договора в изначальном виде с учетом естественного износа.
  5. Договор об управлении недвижимым имуществом на доверительной основе. Суть такого соглашения – передача организации или предприятии помещения в бессрочное пользование и распоряжение. При этом какие-либо решения относительно реализации или использовании данного имущества должны приниматься только после согласования с муниципалитетом.
  6. Договор на использование и хранение объекта сделки.

Чаще всего используется обычный договор аренды. При этом стороны вправе вносить в соглашение свои коррективы, если они не противоречат нормам российского законодательства.

Арендаторам важно помнить, что в их обязанность, помимо уплаты арендных взносов, необходимо будет рассчитывать и платить НДС. Сумма платежа рассчитывается на основании размера аренды конкретного объекта.

Особенности получения помещения по договору

В федеральном законе № 135 закреплено, что собственность, не находящаяся в хозяйственном ведении субъекта местного уровня, может сдаваться в аренду только на основании конкурса (аукциона, торгов).

Такой же порядок применяется, если объект договора находится в собственности унитарного муниципального предприятия, государственного автономного учреждения, органа муниципального типа в оперативном управлении.

Порядок реализации муниципального имущества посредством проведения аукциона или конкурса. При проведении аукциона заявки подаются публично с возможностью ознакомления с предложениями других лиц, а при конкурсе – конфиденциально.

Процедура торгов зафиксирована в Приказе № 67, изданном Федеральной антимонопольной службой. В нем также закреплен перечень объектов имущества, которые могут передаваться в аренду только на основании конкурса.

Все сведения об аукционных объектах размещается на сайте torgi.gov.ru. Помимо общего перечня сдаваемых объектов, там можно узнать основные положения проектов договоров, сумму арендной платы и т.д.

Что такое аренда с правом выкупа: правила оформления

Договор служебного найма жилого помещения: порядок заключения и расторжения

Случаи сдачи помещения в аренду без торгов

В параграфе 17.1 федерального закона № 135 содержится перечень ситуаций, когда передать недвижимый объект арендатору можно без торгов. В этот перечень входят следующие варианты:

  • имеются преференции муниципального или государственного типа, которые действуют на основании пятой главы федерального закона № 135;
  • конкурс в отношении указанного объекта уже проводился в рамках действия контракта муниципального типа;
  • срок арендных отношений не превышает тридцати дней в течение шести месяцев. Повторно заключать договор по истечении этого периода нельзя;
  • заключение договора является продлением ранее заключенного соглашения между организацией и муниципалитетом;
  • право заключить договор аренды предоставляется в соответствии с условиями международных соглашений, актов Правительства или Президента, федеральных законов.

К субъектам, которые могут заключить договор без конкурса, относятся профсоюзы, организации религиозной направленности, партии, фонды общественного типа, нотариальные и адвокатские конторы, образовательные и медицинские учреждения, почта, отделения связи, Центробанк, лесные (земельные, водные) фонды, властные органы.

Аренда имущества муниципального типа – наиболее выгодный вариант для субъектов среднего и малого предпринимательства. Некоторые субъекты могут заключить договор, минуя процедуру подачи заявок на конкурс или торги. В остальных случаях передача имущества производится посредством проведения аукциона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *